Таинство брака.
Почему при вступлении в брак необходимо венчание?
В христианстве семья называется «малой церковью». С этой точки зрения отношения внутри семьи видятся не просто бытовыми, житейскими. Семья — это христианская тайна, и недаром она начинается Таинством Брака, благодатию этого Таинства существует и в нем черпает силы.
В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь.
После того, как священник трижды произносит тайносовершительные слова: Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их) и благословляет жениха и невесту, они становятся мужем и женой. С этого момента они уже не два разных человека, но «единая плоть», которую не может и не должен пытаться разлучить или разрушить никто из людей. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает, — читаем мы в Евангелии (Мф. 19, 6). Разлучение супругов — это грех не только перед детьми, которые у них родились, но и перед Богом и Его Церковью.
Что говорит Церковь об обязанностях супругов?
Церковь Христова предлагает в полагающемся при бракосочетании апостольском чтении истинное учение о взаимных обязанностях мужа и жены. Брачный союз, по слову Божию, есть тайна великая (Еф. 5, 32): он отображает собой духовно благодатный союз Христа Спасителя и Его Церкви.
Муж должен любить свою жену, как Христос любит Церковь: любить неизменно до конца жизни, любить до готовности страдать и умереть за нее. Жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Хотя, по учению Церкви, мужу дана власть, его первенство ― не преимущество, а долг.
Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни, в состоянии загладить и несходство характеров, и разность наружных качеств, и различные недостатки.
«Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся ― благодать же непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь. Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к Таинству»,― советовал намеревающимся вступить в брак святитель Феофан Затворник.
Как достойно подготовиться к Таинству?
В день бракосочетания принято служить молебен Господу Иисусу Христу о благословении доброго дела. Родители благословляют готовящихся вступить в брак: жениха ― иконой Спасителя, невесту ― иконой Богородицы.
В день венчания жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Христовых Тайн.
Обязательно ли венчаться после регистрации?
Поскольку церковное бракосочетание является Таинством, в котором действует сила Божественной благодати, а не только красивым обрядом, вступающие в брак должны относиться к нему осознанно и ответственно. Исходя из этого, Церковь считает необходимым убедиться в серьезности намерений вступающих в брак и в настоящее время совершает таинство бракосочетания только после того, как брак зарегистрирован в ЗАГСе. Если регистрация и венчание разделены каким-то промежутком времени, то до совершения церковного брака следует воздерживаться от супружеских отношений.
Признает ли Церковь гражданский брак?
Брак, совершенный посредством государственной регистрации, Русская Православная Церковь считает действительным (хотя и недостаточным для супругов, исповедующих православную веру) и относится к нему с уважением. Если же речь идет о связи, которая не закреплена никаким государственным актом, то эти вполне безответственные отношения Церковь идентифицирует как блудное сожительство и считает греховными.
Можно ли обвенчаться супругам, уже долгое время пребывающим в браке, зарегистрированном в ЗАГСе, но невенчанным?
Церковь никогда не отказывает в благодати Таинства, даже если супруги находятся в преклонном возрасте. Зачастую они серьезнее относятся к смыслу Таинства, ответственнее готовятся к нему и принимают решение о венчании после серьезного периода: пересмотра своей жизни, обретения истинной веры и воцерковления.
Допускается ли Церковью второй брак?
Православная Церковь считает брак, заключенный в Церкви, принципиально нерасторжимым. Только прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) является полным каноническим основанием для расторжения церковного брака, т.к. прелюбодеяние фактически разрушает брак. Следует помнить однако, что это расторжение не является «развенчиванием», то есть священнодействием, обратным венчанию, а только признанием факта разрушения брака.
Расторжение церковного брака является прерогативой церковного суда, который возглавляется епархиальным архиереем. Только после этого Церковь благословляет невиновному супругу вступить во второй брак.
Второбрачие допускается Церковью лишь по снисхождению к человеческим немощам, поэтому в последование о второбрачных добавляются покаянные молитвы.
Что нужно делать с венчальными свечами после венчания?
Благочестивый русский обычай предполагает бережное хранение венчальных свечей как воспоминания о Таинстве Бракосочетания. Иногда их ставят в киот иконы, которую получили как благословение родителей на брак. Венчальные свечи можно ненадолго зажигать во время разлуки с супругом или семейного разлада. Пламя венчальной свечи напомнит забывшему о любви супругу о том, каким счастливым он был в день своей свадьбы, напомнит ему о необходимости всеми силами сохранять семью. По древнему русскому обычаю венчальные свечи кладутся в гроб супруга, умершего последним.
Следует помнить: венчание не совершается
― в течение всех четырех многодневных постов;
― во время Сырной седмицы (масленицы);
― на Светлой (Пасхальной) Седмице;
― от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
― накануне двунадесятых праздников;
― по вторникам, четвергам и субботам в течение всего годи;
― 10, 11, 26 и 27 сентября всвязи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
― накануне престольных храмовых дней (в каждом храме ― свои).
Исповедь и Причастие.
Причащение — самое важное и непостижимое Таинство Православной Церкви, в котором верующий принимает Тело и Кровь Спасителя под видом хлеба и вина.
О Своих Святых Дарах Господь так говорит в Святом Евангелии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56).
Таинство Причащения подает человеку силы для благодатной жизни во Христе. Причащаясь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви.
Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедоваться.
В Таинстве покаяния исповедующийся получает прощение от Господа. Видимым образом отпущение грехов дает во время исповеди священник: такую власть даровал Сам Спаситель святым апостолам, а через них и их преемникам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23).
Всем ли необходимо покаяние?
После грехопадения праотцев человеческая природа повреждена грехом. Покаяние необходимо для любого христианина: грехи отдаляют человека от Бога — источника всякого добра, делают его чужим Христу, Который является Главой Церкви.
Грех ― рана для человеческой души, и сокрытые и неисповеданные грехи неизбежно приводят к болезням душевным и телесным. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния.
Со слезами каялись и исповедовались в своих грехах даже те, кого мы сегодня почитаем величайшими святыми: чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин.1, 8–9),― пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов
В чем заключается истинное покаяние?
Сущность покаяния не только в признании себя грешником — это было бы слишком просто,― но и в оставлении греха, в изменении самого образа жизни, приводящего ко греху.
Насколько подробным должно быть исповедывание грехов?
Грехи необходимо называть ясно, не скрываясь за общими фразами («во всем грешна…», «согрешил против седьмой заповеди»). Но еще важнее не пытаться оправдывать себя, как бы этого не хотелось. С чувством раскаяния несовместимы и обвинения во время исповеди в адрес других людей.
Как и когда совершается Таинство покаяния?
Обычно исповедь совершается в храмах утром перед началом Божественной литургии. Можно исповедаться и вечером: во время или после всенощного бдения. Однако необходимо помнить, что надо приходить в храм к началу исповеди для того, чтобы участвовать в общей молитве, когда священник молится за всех кающихся. По окончании этих молитв он произносит следующее напутственное слово: Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое... По-русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Ты пришел в лечебницу ― не уйди отсюда неисцеленным».
Как готовиться к исповеди?
Кающийся просит у Бога благодатной помощи: способности видеть свои грехи, мужества открыто исповедовать их, решимости простить согрешения ближних против него самого. С молитвой он приступает к испытанию своей совести. Образцы молитв, проникнутых глубоким покаянным чувством, оставили нам великие подвижники Церкви.
Как подготовиться к принятию Святых Христовых Таин?
К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трехдневным (разрешается при этом вкушение только растительной пищи, если, конечно, у человека нет серьезных заболеваний), особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий.
Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, поскольку, в соответствии с восходящей еще к Ветхому Завету традицией, церковный день начинается с вечера.
Вечером, после богослужения, прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове. После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни тем более курить (курение — вообще греховная привычка, которая осуждается Церковью). Утро начинается с утренних молитв и правила ко Святому Причащению, также помещенному в молитвослове (можно прочитать правило накануне). По благочестивому обычаю, верующие стараются подойти к Причастию с опрятностью не только душевной, но и телесной.
Как вести себя в день Причащения?
При выносе Чаши нужно совершить земной поклон, и, крестообразно сложив на груди руки (правую на левую), подходить по очереди к Святым Дарам, уже не кланяясь и вообще избегая лишних движений. При этом нужно ясно назвать священнику свое полное христианское имя и открыть уста для принятия Святых Таин. После приобщения следует поцеловать край Чаши и отойти без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры.
В храме или дома причастники читают благодарственные молитвы по Святом Причащении.
В день Причастия надо постараться сохранить в себе внутреннюю тишину.
Как часто необходимо причащаться христианину?
Невозможно установить в этом отношении единое правило для всех, но если основываться на советах наиболее известных современных духовников (в частности архимандрита Иоанна Крестьянкина), то причащаться взрослому человеку желательно каждые две-три недели.
Для чего необходимо причащать младенцев? Как?
Мы все нуждаемся в благодатной помощи Божией. Но особенно необходима она еще только входящим в эту жизнь детям ― в период, когда закладывается основа их личности, когда она находится еще в стадии своего формирования. Маленький ребенок еще не может самостоятельно молиться, он беззащитен, его покров ― молитвы родителей и молитвы Церкви. И он как молодое растение нуждается в солнце и влаге, испытывает нужду в благодати, преподающейся посредством церковных Таинств. И, в первую очередь, посредством Таинства Причащения. Причащать маленьких детей можно (и нужно) по возможности часто, по усердию родителей. Кормить ребенка желательно 1,5–3 часа до литургии (в зависимости от того, сколько времени он может обходиться без еды; более взрослые не вкушают пищу и не пьют после 12 часов ночи). Причащают младенцев, пока они еще не могут принимать частицу Тела, только Кровью Христовой. При этом от родителей требуется особая внимательность и осторожность, чтобы их ребенок неловким движение не задел Святую Чашу. До 7 лет дети причащаются без исповеди.
Что делать, если кажется, что священник не в состоянии уделить достаточно времени всем кающимся?
Действительно, сегодня все больше людей приходят в церковь, осознав необходимость покаяния, и практически в каждом храме накануне праздников и воскресных дней возникают очереди желающих исповедоваться. Что делать? Можно посоветовать прийти на исповедь в будний день, когда священник сможет уделить Вам больше внимания. Можно, испытав свою совесть, записать грехи. Можно заранее подойти к священнику, предупредить, что Вы впервые хотите исповедоваться, и попросить его назначить Вам специальное время для исповеди. Очередь в храме ― совсем не причина откладывать жизненно важный шаг!