Церковь
Если через хранение поста перед Пасхой мы вспоминаем о страданиях и крестном пути Спасителя, то есть пытаемся через телесные ограничения и воздержание от привычных нам страстей и грехов быть среди скорбящих о Нем у Креста, то смысл поста перед явлением на свет Богомладенца — иной. Рождество Господа нашего Иисуса Христа является в мир светлым, радостным праздником, который никак не ассоциируется со страданием и скорбью. Даже если впереди — Крест…
Этот вопрос — о смысле Рождественского поста — который чаще всего задают люди нецерковные или только начинающие церковную жизнь, как-то всерьез меня озадачил. Рождество… Что это, как не тихое ликование Неба и земли, соединившихся в радости простых пастухов и воспевающих славословие Ангелов? Даже ребенок без труда озвучит вам настроение предрождественских дней: «Как можно не радоваться, если ты приглашен на день рождения?».
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, пожалуй, один из самых таинственных церковных праздников. Таинственных не только от слова «тайна», но и от слова «Таинство».
О событии, случившемся в те дни в Иерусалимском храме, мы узнаём из Священного Предания Церкви. Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около входа в храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени, ведущие к дверям, и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию — Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник, и то однажды в год, — этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества.
28 ноября начинается Рождественский пост. О смысле поста мы писали не раз, но, как показывает опыт, вопросов о посте у верующих людей по-прежнему остается немало. Ведь кто-то из православных христиан постится впервые, а у кого-то вопросы появляются уже благодаря тому опыту поста, который человек приобрел. На вопросы о Рождественском посте отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).